Научно-методический отдел

Научно-методический отдел - структурное подразделение Международного института экономики и права, осуществляющее научно-методическое обеспечение учебного процесса и организующее учебно-методическую, научно-методическую и научно-исследовательскую работу кафедр института.

В сферу деятельности отдела входит разработка и реализация общеинститутского плана научно-методической, учебно-методической и научно-исследовательской работы, участие в разработке соответствующих разделов планов кафедр и контроль за их выполнением, методический контроль за разработкой учебно-методических комплексов, организация и проведение научно-методических семинаров, подготовка к изданию на бумажных и электронных носителях учебной и учебно-методической литературы, сборников научных трудов, монографий, участие в издании журнала «Вестник МИЭП».

Реализуя технологию проблемно-поискового образования, применяемую в МИЭП, научно-методический отдел совместно с кафедрами подготовил и внедрил в учебный процесс свыше 500 учебно-методических комплексов и иных учебных и учебно-методических пособий по всем дисциплинам учебного плана. Важное направление работы отдела - систематическое плановое обновление учебно-методических комплексов и повышение их качества. В частности, состав учебно-методических комплексов обогатился дополнительными темами с международной тематикой. Кроме того, отдел служит методическим и координационным центром по подготовке комплекса контрольных и тренировочных тестов нового поколения, включающих три блока тестовых заданий на выявление компетенций обучающихся.

Отдел обеспечивает строгий порядок научного редактирования, рецензирования и издания учебно-методических пособий и иных учебных разработок, размещения их в системе дистанционного обучения «Прометей». Сотрудниками отдела разработан комплекс методик по подготовке учебно-методических пособий, ведутся систематический учет, обработка, хранение и подготовка информации о ходе и состоянии научно-методической работы кафедр.


Научно-методическая работа в Международном институте экономики и права

Интенсивная плановая научно-методическая работа в МИЭП ведётся с первых же дней существования института. Она организуется в точном соответствии с федеральными законами Российской Федерации о науке и образовании, Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 г., Уставом МИЭП, положениями МИЭП о научно-методической работе, научно-методическом отделе, кафедре, учебно-методическом комплексе. Системность, комплексность, эффективность и качество научно-методической работы обеспечиваются примененяемой в МИЭП технологией проблемно-поискового образования, технологиями дистанционного обучения, соблюдением федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, соответствием проводимой работы общеинститутскому плану научно-методической работы, графикам, кафедральным планам, действующим стандартам и правилам издательской деятельности, систематическим обновлением учебно-методических комплексов, отражением в них достижений современной отечественной и зарубежной науки.

Цель научно-методической работы МИЭП – повышение качества образовательной деятельности института, обеспечение учебного процесса комплексом учебно-методических пособий (на традиционных и электронных носителях).

Научно-методическая деятельность МИЭП строится на основе уникальной технологии проблемно-поискового образования. За два десятилетия эта технология развилась в стройную инновационную систему педагогических и управленческих принципов, правил и процедур, обеспечивающую взаимодействие преподавателя и студента всех форм обучения, в том числе дистанционной, с использованием Интернета.

Реализуя одну из важных задач научно-методической работы – разработку и внедрение в учебный процесс учебно-методических комплексов и иных методических разработок, а также систематическое плановое их обновление с учетом новых достижений науки и изменений в законодательстве Российской Федерации, профессорско-преподавательский состав МИЭП подготовил следующие разработки:

  • учебно-методические комплексы по всем дисциплинам учебного плана, включающие проблемно-тематический курс, план-конспект лекционного курса и консультационный курс, а также их электронные версии, размещённые в системе «Прометей»;
  • рабочие программы по ФГОС ВО;
  • компьютерные тесты (контрольные и тренировочные);
  • учебно-методические разработки по прохождению практики, подготовке и защите выпускных квалификационных работ, перечни тем курсовых работ, программы итоговых государственных экзаменов;
  • программы курсов и комплексы учебно-методических пособий для аспирантуры;
  • видеолекции и видеоконсультации;
  • перечни информационных ресурсов Интернета по каждой дисциплине учебного плана.

Применяемая в МИЭП технология проблемно-поискового образования позволила создать массив учебно-методических комплексов (УМК) на традиционных носителях и в электронной версии, в которые включаются ПТК, план-конспект лекционного курса и консультационный курс. Каждый УМК содержит образовательные модули, предполагающие интенсивное самостоятельное использование обучающимся технологий дистанционного обучения, в том числе Интернет-ресурсов и университетской библиотеки online . В числе авторов УМК – отечественные ученые и преподаватели МИЭП, по учебникам и учебным пособиям которых обучаются во многих вузах России и ближнего зарубежья – профессора Г.П. Журавлева, Е.Р. Орлова, Н.А. Машкин, А.Н. Фомичев, Т.В. Карпенкова, лоцент И.Л. Корнеева, и другие. Все УМК проходят обязательное внешнее рецензирование в вузах России. При разработке многих УМК учтены рекомендации и предложения зарубежных ученых и специалистов.

Системообразующим учебно-методическим материалом в технологии проблемно-поискового образования является проблемно-тематический курс (ПТК), который включает программу курса и блоки проблемно-поисковых и практических заданий, охватывающих основное научное содержание изучаемого предмета в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования. Главное назначение ПТК – активное развитие творческих способностей обучающегося, его навыков самостоятельной работы с рекомендованной литературой, его умения анализировать проблемные ситуации и приходить к обоснованным, аргументированным выводам.

Профессорско-преподавательский состав МИЭП подготовил свыше пятисот проблемно-тематических курсов, которые отличает высокое качество, научная глубина, практическая направленность, нацеленность на интенсификацию самостоятельной работы обучающегося по заданному алгоритму. ПТК непрерывно совершенствуются, дополняются, отражая новейшие идеи, концепции и теории, изменения в отечественном и зарубежном законодательстве, экономике, управлении, праве. Образовательные модули, включенные в ПТК, содержат ссылки на ресурсы Интернета, дополнительные блоки проблемно-поисковых заданий, нацеливающих обучающихся на сравнительный анализ и оценку опыта зарубежных стран.

Важной составной частью УМК является план-конспект лекционного курса, представляющий краткое (тезисное) изложение понятийного аппарата и основных положений учебной дисциплины со ссылками на учебники, где соответствующие темы курса раскрыты достаточно глубоко и обстоятельно. План-конспект лекционного курса позволяет обучающемуся работать с рекомендованной литературой более осознанно и целенаправленно.

УМК включают консультационный курс, в котором рассматриваются вопросы тестовых заданий, составленных строго по заданиям ПТК, вызывающие затруднения у обучающихся при самостоятельной подготовке к контрольному (итоговому) тестированию.

Разработанные в МИЭП и отражающие компетентностный подход рабочие программы включают разделы, в которых формулируются цель и учебные задачи дисциплины, её место в структуре ООП ВО, требования к результатам освоения содержания дисциплины, формы контроля, содержание программы дисциплины, применяемые образовательные технологии, практические задания для самостоятельной работы обучающихся, рекомендуемую литературу, материально-техническое обеспечение дисциплины, оценочные средства и тематический план изучения дисциплины.

По всем дисциплинам учебного плана в МИЭП разработаны и внедрены в учебный процесс уникальные тесты, в своей совокупности представляющие систему контрольных и тренировочных тестов, задания в которых связаны с проблемно-поисковыми заданиями ПТК. Тесты состоят из трех блоков, первый из которых включает комплекс тестовых заданий закрытого типа, второй – задания открытого типа, задания на определение последовательности и установление соответствия, третий – задания, разработанные на основе кейс-метода. Контрольный тест позволяет выявить знания, навыки, умения и компетенции обучающегося и используется во время прохождения им аттестации. Тренировочный тест предназначен для самооценки обучающимся знаний, полученных им при самостоятельном выполнении заданий ПТК, и самопроверки готовности к контрольному тестированию.